Пятница 20 июля 2018 года
201-й день года. Количество дней до конца года: 164
- Восход 00:00
- Заход 00:00
- Долгота 00:00
- Луна сутки
- Фаза49%
- Растущая
В этот день отмечают
12 |
События и праздники |
Именины Даниил Денис Иван Николай Парамон Федор |
Рабочий день Пятница 20 июля 2018 года 201-й день года. Количество дней до конца года: 164
Солнце и Луна
В этот день отмечают Именины Герман Евдокия Сергей События и праздники
Международный день шахмат отмечается с 1966 года. Инициатива создания этого праздника принадлежит Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ), которая была основана 20 июля 1924 года в Париже. В этот день под её эгидой проводятся всевозможные тематические мероприятия и соревнования. Сегодня шахматы, пожалуй, один из самых массовых видов спорта в мире. В настоящий момент членами ФИДЕ являются 168 национальных шахматных федераций. А количество шахматистов в рейтинг-листе ФИДЕ превышает 70 тысяч человек. С 1992 года работает и Белорусская шахматная федерация. Свыше 4 тысяч юных шахматистов повышают свое мастерство в отделениях шахмат детско-юношеских спортивных школ, а также домах детского творчества и других внешкольных учреждениях. Есть громкие победы и у белорусских профессиональных шахматистов. Сегодня в рядах Белорусской федерации шахмат насчитывается 14 международных гроссмейстеров, 5 женских международных гроссмейстера, 21 международный мастер и 4 женских международных мастера. Шахматы — один из немногих видов спорта, который с 1924 года имеет собственные Всемирные Олимпиады. В 1994 году, впервые участвуя самостоятельными командами на Олимпиаде, белорусские шахматисты добились высоких результатов: и мужская и женская команды заняли места в первой десятке сильнейших коллективов мира — при общем количестве более 200 команд. В 2003 году на командном чемпионате Европы в Болгарии мужская команда Беларуси заняла 8-ю строчку в итоговом протоколе. А в 2006 году на клубном Кубке Европе белорусская команда «Веснянка-Гран» стала шестой. Есть и более весомые индивидуальные результаты белорусских шахматистов на международной арене:
Все чаще Беларусь заявляет о себе и как организатор престижных шахматных турниров. В 2001 году в Минске на высоком организационном уровне проведен Чемпионат Европы по быстрым шахматам и блицу среди женщин. В 2005 году в Минске Белорусской федерацией шахмат проведен международный шахматный турнир, в котором участвовало 156 шахматистов из 8 стран мира. Следует отметить, что самому юному участнику было 10 лет, а самому старшему — 79. Этот турнир из года в год становится главным событием в шахматной жизни Беларуси, получает высокие оценки участников и становится традиционным. В ряде стран шахматы включены в школьную программу как обязательный, либо факультативный предмет. В соседней России, например, шахматы могут стать таким же обязательным предметом, как математика и русский язык. Депутаты Госдумы России уже подготовили соответствующий проект. Рассуждая о своей инициативе, чиновники и депутаты ссылаются на опыт некоторых регионов. Успешные эксперименты по введению урока шахмат в школьную программу прошли в Челябинской области: здесь интеллектуальную игру изучают с первого по третий класс. Более 10 лет шахматные уроки обязательны для детей в Калмыкии (что понятно, ведь глава этой республики Кирсан Илюмжинов является президентом Международной федерации шахмат). Результаты эксперимента говорят сами за себя: успеваемость школьников по всем предметам возросла в среднем на 38-40%. И это неудивительно — ведь шахматы воспитывают не только спортивный дух, но и помогают освоить азы логики, стратегии, а также другие качества, необходимые для становления личности. Международный День торта посвященный дружбе и миру между людьми, странами и народами, был учрежден в 2011 году. Девизом Международного Дня стало выражение - "I Cake You" ("Я приду к тебе с тортом"). Самый большой торт приготовили в Лас-Вегасевесом 59 тонн, длина составляла 31 м, ширина — 15 м, а высота — 50 сантиметров. Самый большой торт-мороженое создали канадские кондитеры сети кафе-мороженых «Dairy Queen» в честь празднования 30-летнего юбилея сети. Все жители Торонто, собравшиеся 10 мая 2011 года на главной площади города, смогли по достоинству оценить торт на создание которого была потрачено порядка 9 тонн мороженого, 90 кг бисквита, порядка 135 кг льда и уйма шоколадной крошки. Самый большой торт в Беларуси был приготовлен 5 сентября 2012 года в честь открытия торгового центра «ALL». При приготовлении торта было использовано 66 килограммов муки, 1536 яиц и 312 литров молока, общий вес составил 727кг, длина более 24 м. Лучшие свадебные торты в Беларуси определяются на Международной специализированной выставке-форуме «HoReCa & RetailTech» во время конкурса «Инновации в дизайне свадебного торта». Перун - бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». Определённые сведения о Перуне можно почерпнуть и из фольклора славянских народов. В календарной ритуальной традиции фольклоре южных славян встречается такой персонаж, как Пеперуда (Додола), которая напрямую связывается с Перуном. Девочка, олицетворявшая Пеперуду, участвовала в летних ритуалах вызова дождя. Упоминается она и в ритуальных песнях, исполнявшихся по этому поводу. В фольклоре восточных славян имя Пеперуды забылось, однако в детских закличках по поводу дождя имеется идентичный с нею образ «сироты», способной вызвать дождь, открыв ключиком ворота. Перун, как считается, ассоциировался с возвышенностями — к примеру, его идолы, по данным летописей, стояли на холмах. Есть и лингвистические причины для такой привязки, к которым, однако, следует относиться внимательно, поскольку они могут быть позднейшим сближением по созвучию двух совершенно разных корней. Одним из важнейших атрибутов Перуна был дуб. Оружием Перуна были палица, топор, камни и «громовые стрелы». Из дней недели Перуну был несомненно посвящён четверг. Перунов День называли в народе "сердитым днём". Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: "На Перунов День снопов не мечут: грозой спалит". В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни... Если на Перунов День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к Перунову Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую. Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). После славлений Перуну воины приступают к освещению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, колья, ножи, булавы и другое холодное оружие. За восемь дней до того кидаются жребьи (черты, для определения жертвы, и резы, для определения её количества). Если выпадет “жертва”, то в жертву приносится бык, а за неимением оного петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец производит помазание кровью чела каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья). Если выпадет “сребро”, то приносятся деньги. Если выпадет “брашно”, то приносится пища. И, наконец, если выпадет “пря”, то воины вступают в поединки. На зачине выбираются пары поединщиков (на кого падёт жребий). Поединщики сами договариваются между собой о выборе оружия или борьбы. Над жертвенным огнем освещаются воинские обереги. Произносятся славления Перуну: Пожещемоти, боже! Яко се намо деяцеши суру пити. Смертию а на врази грендешеши, а тоя беяшеши мещем твоем. Мовлено мзгоу а свентем мрещиши ощесы. А анъщ на не натенчаше, або исиан знещенти то, убо Пероуну ат омовленхомсен. Яко онь с незбавитихом сверзи грябе ида инде то иден, яко хощеши ты. А зобых имо упрензвенцещи а громовити на ны. А то бысте сила тва на нь поля о плоднящи а гръм, ижде лиящетисен а онь и тьму сем облази, яко идехом по въле твоеи… Азъ бо утрениа слава ти ренще наимах. А тако рцемо, яко благо есь а под тащ благ наших… Упръщеная оны суте, яко овця утещашут… да имеши ны ве все дниа! Да будехом ти вирни и до конце славы твоея… отще бо наше сен да вожде а да бендищи тако во си дни… Жъртву ти правихом овщане бращно. А тако поем славу а великоща твоя… В этот день проходят особо торжественные посвещения в воины. Для начала жрец отправляет их в Навь, совершая над воинами особый обряд вхождения в мир мёртвых. Испытуемых как бы убивают, затем кладут на землю навзничь, с закрытыми глазами. С этого времени с ними никто не должен разговаривать, кроме жрецов, проводящих обряд. Затем они должны подвергнутся четырём испытаниям. Жрец по одному поднимает испытуемого и подводит к “огненной реке” — площадке раскалённых угольев шириною в 5-6 шагов. Необходимо её преодолеть не очень быстрым шагом, чтобы попасть на другую сторону. Нужно погрузить себя в особое состояние отрешённости на время этого испытания, чтобы не обжечься. Если бояться, медленно или очень быстро идти, то первое испытание окажется последним. Второе испытание заключается в том, что испытуемый должен с завязанными глазами дойти до дуба или родового столба за три попытки. Лёгкое на первый взгляд испытание оказывается не менее трудным. Необходимо запомнить путь к дубу, затем пройти эти 30-40 шагов “по памяти”, определяя по слуху (пение птиц) и осязанию (ветер) верное направление. Испытание третье — найти среди нескольких предметов самый нужный, отгадать загадки (за три попытки). Тех, кто не проходит третье испытание, закапывают в землю, закидывая дёрном, где он и лежит до тех пор, пока его не выручит другой испытуемый, отдав одну или две из своих попыток. Это испытание на взаимовыручку. И, наконец, испытание четвёртое — на хитрость и ловкость. На испытуемого начинается настоящая охота. Он должен за определённый промежуток времени уйти от погони, спрятаться в лесу или высокой траве, а затем пробраться через цепь сторожей к свещенной яблоне (или дубу), коснувшись рукой листьев. Только после всех испытаний он может считаться настоящим воином. Затем жрецы “возвращают к жизни” испытуемых, для продолжения тризны. После тризны совершается страва, на которой поминают всех павших Славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мёд, красное вино, пиво, квас. После стравы до позднего вечера продолжаются игрища. Зерно в колосу - торопись жать полосу. Пока колос в поле - трудись подоле. Дожди, начавшиеся в этот день, портят сено и длятся долго. "Сгребешь сено в кучи, так не страшны и тучи". |